Автомоб ильная шина — один из наиболее важных элементов,
представляющий собой упругую оболочку, расположенную на ободе колеса.
Шина предназначена для поглощения незначительных колебаний, вызываемых
несовершенством дорожного покрытия, компенсации погрешности траекторий
колес, реализации и восприятия сил, возникающих в пятне контакта и
обеспечения высокого коэффициента сцепления - Wikipedia А первая
в мире резиновая шина была сделана Робертом Уильямом Томсоном в 1846 г.
В патенте Томсона читаем: шина накладывается на колесо с деревянными
спицами, вставленными в деревянный обод, обитый металлическим обручем.
Сама шина состояла из двух частей: камеры и наружного покрытия. Камера
изготавливалась из нескольких слоев парусины, пропитанной и покрытой с
обеих сторон натуральным каучуком или гуттаперчей в виде раствора.
Наружное покрытие состояло из соединенных заклепками кусков кожи. Экипаж
с воздушными колесами показал уменьшение силы тяги на 38 % на
щебеночном покрытии и на 68 % на покрытии из дробленой гальки. Особо
отмечались бесшумность, удобство езды и легкий ход кареты на новых
колесах. Это было крупное изобретение, обогнавшее свое время. Но
не нашлось никого, кто бы занялся этой идеей и довел её до массового
производства с приемлемой стоимостью. После смерти Томсона в 1873 г.
«воздушное колесо» было забыто до 1888 г., когда шотландец Джон Данлоп
стал новым изобретателем пневматической шины. Данлоп придумал надеть на
колесо трехколесного велосипеда своего 10-летнего сына широкие обручи,
сделанные из шланга для поливки сада, и надуть их воздухом. К
тому же, Данлоп получил патент на изобретение и приоритет на применение
«пневматического обруча» для транспортных средств. Камера из резины
крепилась на обод металлического колеса со спицами обматыванием её
вместе с ободом прорезиненной парусиной, образующей каркас шины, в
промежутках между спицами. Преимущества пневматической шины были оценены
достаточно быстро. В настоящее время «Данлоп» — одна из крупнейших фирм
в мире по изготовлению шин. В 1890 г. Чальд К. Уэлтч предложил
отделять камеру от покрышки, вставлять в края покрышки проволочные
кольца и сажать на обод, который впоследствии получил углубление к
центру. Тогда же англичанин Бартлетт и француз Дидье изобрели вполне
приемлемые способы монтажа и демонтажа шин. Первыми, кто стал
использовать пневматические шины на автомобилях, были французы Андре и
Эдуард Мишлен, которые уже имели достаточный опыт в производстве
велосипедных шин. С установкой пневматических шин существенно
улучшились плавность хода, проходимость автомобилей, хотя первые шины
были ненадежны и не приспособлены к быстрому монтажу. В дальнейшем
основные изобретения в области пневматических шин были, прежде всего,
связаны с повышением их безотказности и долговечности, а также с
облегчением монтажа-демонтажа. Потребовалось много лет
постепенного совершенствования конструкции пневматической шины и способа
её изготовления, прежде чем она окончательно вытеснила литую резиновую.
Стали применяться все более надежные и долговечные материалы, появился в
шинах корд — особо прочный слой из упругих текстильных нитей. В первой
четверти прошлого столетия все чаще стали использовать конструкции
быстросъемных креплений колес к ступицам на нескольких болтах, что
позволило заменять шины вместе с колесом в течение нескольких минут. Все
эти усовершенствования привели к повсеместному применению
пневматических шин на автомобилях и бурному развитию шинной
промышленности. Но похоже, ситуация начинает меняться.
Американское оборонное ведомство начало применение новой разработки —
безвоздушных шин. Новые шины — NPT (non–pneumatic tire) — разработаны в
компании AIRLESS:Resillent с учетом специфики ведения активных боевых
действий. AIRLESS:Resi гарантирует пробег новых шин в 15 тысяч миль, что
соответствует 24 140 километров. Шины, изготовленные из
специальной огнеупорной резины, имеют структуру, напоминающую пчелиные
соты и отличаются способностью к исполнению основной функции даже при
разрушении 30% процентов поверхности. Чего не выдержит ни одна
пневматическая шина. Первым автомобилем, который оснастили
новинкой, размером в 94 см, стал армейский Humvee. Шина не отделяется от
колеса, но имеет унифицированное крепление и полностью взаимозаменяема с
обычными колесами. Каждая шина, по спецификации производителя,
выдерживает нагрузку до 1746 килограммов. Похоже, что время
безраздельного господства пневматических шин проходит. Новые идеи и
материалы, требования к технике в армии ведут к тому, что машины будут
"переобуваться” в модельные соты. http://http://www.pifos.ru/
|